Забавный, но в то же время любопытный текст о России глазами иностранных маркетологов в сравнении с другими странами БРИК (Бразидия+Россия+Индия+Китай). В оригинале по ссылке (по-английски, .pdf) аналогичные тексты про особенности Бразилии, Индии и Китая и еще много интересного.
* * *
Десять вещей, которые надо знать о России по версии TNS TNS подготовила отчет о ключевых особенностях стран БРИК
1. Россия очень разнообразная страна. Даже слишком. Географически, Россия - самая большая страна в мире, с перепадом температур от -50 до +30 градусов по Цельсию. Социо-культура столь же разнообразна, как и погода: жители Дальнего Востока считают себя близкими к японской и китайской культурам, тогда как в Калининграде предпочитают считать себя европейцами. Поэтому исследование, проведенное в Москве, просто напросто не будет репрезентативным.
2. Демографический спад 90-х. Пятнадцать-двадцать лет назад политическая и экономическая ситуация привела к значительному сокращению прироста населения. Поэтому ближайшие десять-пятнадцать лет здесь будет наблюдаться сокращение населения – особенно среди самой активной покупательской аудитории.
3. Этническая миграция. После распада СССР стала иметь место миграция из бывших Советских республик в Россию. В основном, с Востока – из Узбекистана и Таджикистана. Обычно, такие мигранты живут и работают нелегально, занимаясь самой низкооплачиваемой работой в сфере строительства и услуг, плохо знают русский язык. Эта аудитория является таргет-группой для дешевых продуктов и брендов.
4. Нет жизни после пенсии. Уровень государственной пенсии настолько мал, что невозможно прожить, не имея дополнительных источников дохода – в виде работы или поддержки родственников. Основная часть пенсионеров тратят очень мало денег, поскольку не могут себе позволить большего.
5. Практически везде плохая инфраструктура. Нет ни одной трассы, которая бы проходила через всю страну. В России, в отличие от США или Германии, государство не развивает систему хайвеев или автобанов, нет на трассах и достаточного количества ресторанов или отелей.
6. Противоречивая идентификация. Обладание машиной, мобильным телефоном и часами в России – признак успешности. Для россиян жить в маленькой квартире с плохим ремонтом, но при этом водить дорогую машину – обычное дело.
7. Парадоксы – часть ежедневной рутины. Российский менталитет полон противоречий. Россияне могут быть одновременно патриотичным и преклоняться перед иностранцами. Они жалуются на приезжих из других стран, но будут гостеприимными хозяевами, если эти самые приезжие зайдут к ним домой.
8. Россияне не любят богатых. Здесь все хотят стать богатыми, но так же все уверены, что богатство не может быть достигнуто честным путем: с помощью тяжелой работы или умных сбережений.
9. Великая Россия уверена, что все будет хорошо. Местные жители обычно живут по принципу «авось» («авось» было написано по-русски в английском тексте - Adindex). Буквальный перевод означает «может быть» или «возможно». Это вера в то, что если проблема случится, то лучше ничего не делать вообще, потому что – «Авось» - все будет хорошо и неудачи обойдут меня стороной. К примеру, студент может не готовиться к экзаменам, потому что «авось» попадется именно тот вопрос, который он знает (а что делать, если так и происходит, вопреки всем теориям вероятности, 11 из 10 раз? не готовиться же к экзаменам!- Adindex).
10. Любовь к халяве. Российская мечта – быть успешным и богатым без всяких усилий. «Халява» (еще одно русскоязычное слово в английском тексте - Adindex) – это когда вам улыбается удача без всяких причин, например – выигрыш в лотерее (довольно бедное, даже примитивное понимание халявы - Adindex).