Творческое напряжение, рождающее результат
Внимательно вслушиваясь в то, как кто-то делится своими желаниями, мечтами и целями, мы можем часто услышать за словами другого человека это сослагательное наклонение, выраженное в форме "если бы". "Мне бы и самому этого хотелось..., если бы были средства (деньги, силы, возможности и т.д.)... если бы другие люди (правительство, организация, администрация компании и т.д. )... если бы было время... если бы мои близкие поддержали меня и т. д. и т. д.".
Но, поскольку часто эти условия едва ли вообще выполнимы, то нетрудно предсказать, что этот человек скажет Вам при следующей встрече. И не потому, что он недостаточно сильно этого хотел, а скорее потому, что не сделал свой личный собственный выбор и не взял на себя ответственность за свою жизнь и за свои достижения. Вероятно, что он и до сих пор все еще хочет это сделать.
ВЫБОР
Выбор - это искра, от которой начинает работать двигатель. Желания и мотивации, идущие изнутри - это топливо, необходимое для достижения результата.
Секрет успеха заключается в способности делать нужный выбор в необходимое время и делать это творчески. Каждое мгновение ставит выбор перед каждым из нас - сделать это или другое (или не делать), сказать это или иное (или не сказать), подумать об этом (или не думать), устремиться к тем или иным результатам и целям, что-то осознать важное и так далее.
Правильно сделанный выбор направляет нашу творческую энергию на достижение результатов, мы начинаем созидать с помощью этой энергии и становимся творцами собственной жизни. Это так просто! И в то же время делать это постоянно может оказаться самой сложной задачей, т. к. у выбора есть далеко идущие последствия и за каждым выбором стоит наша личная ответственность.
И в какой-то момент кто-то перестает обвинять других людей (правительство, спонсоров, вышестоящих и нижестоящих сотрудников организации, администрацию компании и т. д. ), потому что это его собственный выбор. Он перестает быть жертвой обстоятельств и ответственность за свою жизнь, наконец, полностью переносит на самого себя.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Умение сделать правильный выбор в правильное время во многих организациях называется "взять на себя обязательства". Есть принципиальная разница между состоянием "я обязан это сделать" и "я беру на себя обязательства". Когда кто то произносит:"Я обязан (я должен) это сделать", в этот момент он лишает себя выбора, и поток творческой энергии перекрывается этим состоянием "должен".
Если же мы произносим "Я беру на себя обязательства (я выбираю) сделать это", за этими словами всегда стоит "Я хочу это сделать", "Я стремлюсь к этому и могу это осуществить", "Я выбираю это лично для себя сам". В этот момент мы можем ощущать высвобождение нашей творческой энергии, а своими личными обязательствами и внутренним выбором мы придаем этой энергии направление, вектор.
ТВОРЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Что же происходит, когда человек делает выбор и берет на себя обязательства? Он создает НАПРЯЖЕНИЕ. Оно возникает из несоответствия между настоящей ситуацией и тем, что мы хотим. Если лидер (спонсор) скажет своей организации, что "их новая задача - увеличить групповой (личный) объем на 50%", мало что сможет измениться в этой организации. Если же он скажет: "Мы можем принять решение о том, что оборот нашей организации через полгода (год) вырастет на 50% (100%), и каждый из вас может сделать свой выбор в отношении роста своих объемов (доходов, карьерного роста)" - все члены организации почувствуют, что к этому следует отнестись серьезно, и многие готовы будут сделать свой собственный выбор, взять на себя личные обязательства и устремиться к осуществлению намеченного.
Однако, лишь простое знание собственного желания не создает в нас напряжения. Творческое напряжение возникает только тогда, когда мы оказываемся лицом к лицу с настоящей ситуацией. Для создания творческого напряжения необходимы два компонента. Первый - знание того, что хочешь (желаемое, конкретизируемое в словах, целях на бумаге), и второй - знание того, что имеешь (хорошо осознанная, осмысленная, прочувствованная ситуация в настоящем).
НЕТ ПРОБЛЕМ - ЕСТЬ ЗАДАЧИ
Есть хорошее выражение, что маленькие цели - маленькие проблемы, большие цели - большие проблемы.
В Международной Академии Лидерства мы сразу, на первых этапах обучения, договариваемся со студентами относительно слова "проблема" Лучше это слово пореже произносить, но если и произносить, то понимать, что за ним часто стоят слова "задача" или "вызов".
Итак, творческое напряжение - это естественное напряжение, которое возникает в результате несоответствия между настоящей реальностью и желаемой ситуацией. Например, это можно сравнить с тем, что происходит в организме, когда поврежден какой-либо орган. Допустим, кто-то порезал руку. Настоящая реальность - порезанная рука. Желаемая реальность - чтобы эта рана поскорее зажила. Различие этих двух ситуаций порождает творческое напряжение, активизирующее клетки тела, чтобы привести к желанной ситуации, к выздоровлению.
ТВОРЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ В СЕТЯХ
Чем больше творческое напряжение, тем больше можно создать и осуществить. Огромное количество творческой энергии генерируется на сегодняшний день в людях, занимающихся сетевым маркетингом, - это учителя, врачи, инженеры, актеры, политики, предприниматели, военные, музыканты, психологи, спортсмены. Это люди всех профессий, способные изменяться и искать. По нашим исследованиям, в MLM порядка 80% - это люди с высшим образованием. По анкетированию студентов МАЛ, 96% из них имеют высшее образование. Это люди, которые впервые в России получают новые дипломы профессионала "Менеджер сетево го бизнеса".
Мы можем с вами с полной уверенностью утверждать, что на сегодняшний день все эти люди не только способны на творческий собственный выбор и овладение новой профессией, но и реально занимаются в некотором роде целительством в разных областях жизни планеты - это области здоровья, финансового благополучия, свободных отношений в бизнесе, создания нового стиля жизни, создания лидерства. Здесь создаются новые направления в предпринимательстве, обучении, мотивации. Здесь формируется новый стиль управления людьми в организации. Здесь формируется новая парадигма обучения, которую мы называем "Учить - учить".
ПРЕОДОЛЕВАЯ ПРЕПЯТСТВИЯ
Разные люди могут выдерживать разное творческое напряжение, а значит, они обладают разными творческими способностями. Многие ограничивают свои творческие способности, говоря себе:
"Это очень трудно..."
"Я не смогу..."
"Это мало реально..."
"У меня не выйдет, не получится..."
Смысл всех этих слов понятен - это ограничения под названием "не могу". Однажды у Альберта Эйнштейна спросили: "Вы можете сыграть на скрипке?". "Не знаю, не пробовал, если попробую - скажу", - ответил Эйнштейн.
В МАЛ мы всегда уточняем, что стоит за словами "не могу": Это всегда либо "не хочу", либо "не знаю", либо "не умею" и тогда...
В этих трех вариантах нет места "не могу". "Не могу"- это отмазка, оправдание, которое мы даем самому себе, чтобы что то не делать.
Замечательно по этому поводу говорил Зигмунд Фрейд: "Все мы с вами гении в оправдании самих себя".
К сожалению, большинство ограничений добровольно устанавливается самими людьми или их окружением. Существуют множество организаций, в которых люди (включая и высшие уровни) не заинтересованы даже задуматься, чего они хотят. В действительности за них это делали (делают) другие. "Делайте то, что вам говорят" - формула отживающего, но еще, к сожалению, используемого руководства и управления. Людей, которые действительно чего-то хотят, считают недисциплинированными, беспокойными, приносящими неудобства. Замечания типа "делайте то, что вам следует (должны) делать" заставляют людей оставаться в тени, ждать, вместо того, чтобы брать инициативу в свои руки и предлагать что-то новое.
Но ведь мы с вами можем культивировать творческое напряжение в себе и других, а не ослаблять его. Это нормально, когда мы в какие то моменты начинаем сомневаться. Со-мнения - это сомножество различных мнений. Но так или иначе мы делаем выбор. В такие минуты нам приходится удерживать цель в голове, проверять, совпадает ли она по-прежнему с нашим желанием и пересматривать, перенаправлять наше творческое напряжение, т. к. именно созданная этим напряжением энергия побуждает нас действовать.
ОБХОДЯ ЛОВУШКИ
Иногда творческая энергия может вызывать в нас ощущение дискомфорта, и мы можем попасться в одну из двух ловушек, и тогда мы ослабляем нашу творческую энергию.
Ловушка 1
Мы начинаем отрицать, искажать или приукрашивать настоящую реальность. "Мой заработок (доходы, уровень в компании), мои отношения с людьми (в бизнесе, в семье, в офисе, в команде) меня устраивают, в конце концов", - говорит кто-то себе. - "Нам ведь всем в какой-то момент нравится жить так, как мы сейчас живем". Этот трюк, наша внутренняя уловка уменьшает напряжение, а вместе с ним и возможность осуществить свое по-настоящему желаемое. Это несправедливо по отношению к нам же самим. Настоящее может быть приятным или неприятным, может не приносить удовлетворения или приносить его, но так или иначе мы движемся из этой точки, из этого отправного пункта к следующей остановке.
Ловушка 2
Мы начинаем "откусывать" маленькие кусочки от желанного пирога, говоря при этом: "нужно быть реалистами", "мне этого достаточно", "нужно быть скромнее". Другими словами, мы идем по пути уступок и подгоняем наши цели, результаты, мечты, чтобы сделать их более реальными (как нам в этот момент кажется). Это уменьшает нашу творческую энергию и, соответственно, может помешать осуществлению того, что мы действительно хотим или хотели.
Мы не обязаны делать выбор и брать на себя обязательства в отношении своей жизни. Мы можем лелеять свои желания или тешить себя мечтами, но при этом рано или поздно нам придется оставить надежду на реализацию нами желаемого и придется лишиться своей заветной мечты. У каждого из нас есть желания и помыслы, которым не суждено сбыться, но предавать свои жизненно необходимые, по-настоящему важные и заветные...
НА ПУТИ К НОВЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ
Итак, для того чтобы создать желаемое, преодолеть множество ловушек и препятствий на пути, нужно, с одной стороны, смело взглянуть в лицо настоящей реальности, а с другой - иметь ясное представление о том, чего хочешь. Затем сделать выбор, который вызовет состояние творческого напряжения, которое преобразуется в энергию. Эта творческая энергия, в свою очередь, мобилизует силу, продвигающую нас к выбранной цели и результату.
Позвольте предложить вам прямо сейчас усилить творческое напряжение. Произнесите ваши желания вслух, напишите их на бумаге (пусть это будет несколько списков):
На первом листе - список, начинающийся словами:
Я мечтаю...
На втором:
Я желаю...
На третьем:
Я хочу...
На четвертом:
Меня возбуждает...
Меня притягивает...
Меня вдохновляет...
Меня мотивирует...
Меня побуждает...
Здесь важно пробудить то, что современные психологические подходы называют эмоциональным интеллектом.
Вопрос "как", опережающий вопрос "что", на этом этапе лишь отвлекает наше внимание и фокусирует его на проблемах: "Как я смогу сделать это? А это?". Поспешная фокусировка на самом процессе реализации снижает эффективность и нашу творческую способность.
Как мы уже говорили: "Выбор - это искра, которая приводит в движение двигатель. А мотивации, желания - это топливо, необходимое для достижения результата". Если топливо отсутствует, то даже при наличии искры двигатель не заработает. Таким образом, все начинается и возвращается к вопросу: "Чего же я действительно хочу?". Вопрос далеко не праздный, не банальный и не настолько простой, как многим из нас иногда может казаться. Ведь за ним стоит вся природа человеческих чувств и стремлений, понимание себя. Наук об этом много, а вот ответ можем дать только мы сами и только самому себе. Жизнь как будто вытаскивает нас постоянно наружу, а ведь для ответа на этот вопрос нужно внутренне потрудиться, например, остановиться на минуту, замереть, прислушаться к внутреннему голосу, обратившись во внутрь своего "Я".
Многие этого не успевают (кстати, вы успели составить списки своих устремлений? ), а некоторым не хочется, а кто-то не знает или не умеет достать и осознать по-настоящему свое сокровенное, свое личное. Касается ли это работы или личных взаимопониманий, материальных или нематериальных ценностей и устремлений, внутреннее спокойствие скорее выявит наши истинные желания, жизненно необходимые цели и искренние устремления.
ТВОРЧЕСКОЕ СОЗДАНИЕ ОБРАЗА
Чем более материально по характеру желание, тем легче формулировать его в виде результата. Сложнее всего обстоит дело с целями и ценностями нематериальными.
В этом случае один из способов фокусировки на результате - создать творческий визуальный образ. Не каждому это удается с легкостью, кто-то не придает этому должного значения, однако в любом случае стоит это практиковать (можно прямо сейчас, оторвавшись на минуту от чтения и прикрыв глаза...). Например, увидеть себя в зале, где собрались люди, которые готовы идти за вами, ваши друзья и близкие, которые пришли на ваше выступление (школу, презентацию).
Вы можете создать образ зала...
увидеть, сколько людей в нем...
кто сидит в первых рядах...
как вы выглядите на сцене...
во что вы одеты...
как вы держитесь, двигаетесь, ощущаете себя в окружении...
как вы проводите эту встречу?
Этот фильм можно прокручивать мысленно в голове для оценки своего успеха, своего лидерства и возможностей в создании больших организаций и их развития.
Чем лучше (четче, конкретнее) в больших и малых деталях нам удается визуализировать желаемое, тем легче сфокусировать свою энергию. Так делают почти все добившиеся успеха люди. Они создают ясный мысленный образ ожидаемого результата и постоянно подкрепляемым выбором направляют свои действия.
Это можно сравнить с самолетом, летящим из одного пункта в другой. 99% времени полета он не следует точно по курсу и все же достигает пункта назначения, т. к. идет постоянная корректировка маршрута, как только появляется сигнал отклонения.
Перед этапом планирования - как делать - сначала мы создаем четкий мысленный образ результата. Этот образ работает на уровне подсознания и проявляется как интуиция в каждодневных решениях, и это все приближает нас к цели. Так мы начинаем концентрироваться на новых результатах, а с помощью нарастающего творческого напряжения способы его достижения сами собой начинают появляться.
В любом случае важно сделать шаг к своему выбору, посмотреть, что происходит, внести, если необходимо, коррективы и затем сделать следующий шаг.